АНАЛИТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ

АНАЛИТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ

 

Методические материалы для студентов

 

Аннотация содержания дисциплины:

 

Предметом курса  является исследование  произведений изобразительного искусства как символической формы. Такой подход характерен для отечественного искусствоведения рубежа XIX — XX вв., развивающего традицию отождествления формы и сущности, восходящую к Аристотелю.

Цель курса — начальное освоение студентами художественных и гуманитарных специальностей основных  методов искусствоведения.

Задачи курса:

  • ознакомить учащихся с базовыми понятиями искусствоведения;
  • представить им основные методы исследования в области искусствоведения;
  • сформировать у учащихся основные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

 

Тема 1. (4 часа: 2 ч — лекции, 2 ч — практические занятия) Введение: канон как художественный стиль эпохи  Э. Панофский и А.Ф. Лосев о каноне как художественном стиле эпохи, отражающем ее мировоззрение; канон как система пропорций; проблема пространственных построений в живописи; «прямая» и «обратная» перспектива. А.Ф. Лосев о «структурных терминах»: центр, центрированность, ритм, мера, симметрия и др. Типы композиционных построений (паратаксическая композиция, композиция синтаксического типа; геральдическая композиция и др). Канон и стиль.  Сюжет и жанр в динамике стилистического процесса.

Основные методы искусствоведческого исследования: экфрасис; иконография; стилистический анализ; иконологическое исследование; семиотический подход и искусствометрия.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Раскрыть понятия: «канон», «стиль», «жанр», «сюжет». 2. Назвать и охарактеризовать основные методы искусствоведческого исследования. 3. Определить, как характеризует приемы «обратной перспективы» Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» (Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979), Б.В. Раушенбах в книге «Пространственные построения в живописи» (Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. — М.: Наука, 1980), Л.Ф. Жегин (Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). — М., 1070)). Что говорит Жегин о «кривой Хоггарта»? Что пишет о том сам У. Хоггарт в «Анализе красоты» (Хоггарт У. Анализ красоты, — Л.: Искусство, — 1987)

 

Тема 2. (8 часов: 4 ч — лекции, 2 ч — практические занятия, 2 — экскурсия)            «Перспектива как «Символическая форма»». Методологическое значение работ Э. Панофского «Перспектива как «символическая форма» и А.Ф. Лосева «Художественные каноны как проблема стиля». Канон как система пропорций в искусстве Древнего Египта; Папирус храма в Эдфу как первоисточник по канону в искусстве Египта. Канон в классической скульптуре Древней Греции; ордерная система античности как «символическая форма»; «Тетрагон» Поликлета. «Эрминия» Дионисия Фурнографиота как первоисточник по средневековому канону. «Правило трех окружностей» и закон триангуляции в искусстве Средних веков. Теоретические трактаты по анатомии, системе пропорций и перспективе в искусстве Возрождения.

Символика храма в искусстве Древнего Египта, Античности; Средневековья (храмы катакомб, базиликальные храмы, крестово-купольный храм, готический собор); символика архитектурных форм Возрождения, барокко и классицизма.

 

Тема 3. (8 часов: 4 ч — лекции, 2 ч — практические занятия, 2 — экскурсия).             Обратная перспектива: «Троица» Андрея Рублева: символический реализм образа. Философский синтез патристики в аспекте его влияния на «символический реализм» Средневековья: интериорное (внутреннее) богопознание в гносеологии (теории познания) и эстетике Средневековья в их отношении к обратной перспективе; символика храма в традиции литургических толкований. Теория энергийности вещества и объемно-пространственные построения в искусстве Средневековья; символика света в искусстве Средних веков.

Слово и образ в искусстве «символического реализма»; Динамика и статика литургического символа: образ пути и путника в искусстве Египта, Античности, Средневековья. Иконография «Преображения» и анализ иконы «Преображение» круга Феофана Грека с точки зрения взаимодействия элементов перспективного построения, объема и света.

 

Тема 4. (8 часов: 4 ч — лекции, 2 ч — практические занятия, 2 — экскурсия)

Прямая перспектива: Как и почему строит композицию Джотто.  «Тоица» Мазаччо и «Троица» Андрея Рублева. Объемно-пространственные построения Мазаччо. «Апология материи» в искусстве Возрождения: скульптурность живописи; разновидности объемно-пространственных и перспективных построений в искусстве Возрождения.

Влияние флорентийского неоплатонизма на формирование объемно-пространственных построений в искусстве Возрождения.  Леонардо да Винчи как философ-неоплатоник. Единица (Монада) и множественность у Леонардо да Винчи («Джоконда»); холод как эстетическая категория; символика зеркала в «Книге о живописи» Леонардо да Винчи. Миф о пещере Платона и «гротовая композиция» у Леонардо: Леонардо да Винчи о значении «гротовой композиции» в «Трактате о живописи»; композиционное построение  картин «Мадонна в гроте», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта»;

Смысл и значение «прямой перспективы» в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи в аспекте неоплатонического учения о Монаде; неоплатоническая  идея теургии (превращения человека в бога) у Леонардо.

Разновидности композиционных и перспективных построений в искусстве XVII — ХХ вв. Композционные построения Веласкеса, Рубенса, Караваджо, Пуссена, Рембрандта, «малых голландцев». Композиционные построения в искусстве XVIII — XIX вв. Композиционные построения в искусстве к. XIX — XX вв.

 

Тема 5. Цвет в живописи. (2 ч — лекции; 2 — экскурсия). Техника и технология живописи. Краска: пигмент и связующее. Акварель, гуашь, темпера, масло, пастель. Мозаика, витраж, фреска. Техника и технология иконы; семантика изобразительных средств. Техника и технология живописи маслом; семантика изобразительных средств. Символика цвета в искусстве. Классическая трехслойная система письма. Разновидности фактурных приемов; виды мазков. Техника живописи в искусстве рубежа XIX — XX вв. Техника живописи в истории искусств.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы: Каково значение текстов Папируса храма в Эдфу, «Тетрагона» Поликлета, «Эрминии» Дионисия Фурнографиота? Какие  трактаты по теории искусств эпохи Возрождения Вам известны?

 

 

 

Тема 6. (4 часа: 2 ч — лекции, 2 ч — практические занятия).  Экфрасис (экфразис, экфраза) как метод исследования  произведений изобразительного искусства. Экфрасис в эпической поэзии. Формирование теории экфрасиса в риторике периода второй софистики. Расцвет экфрасиса в Византии. Применение экфрасиса в современном искусствоведении; его разновидности. Описание; детализация; просопопея (речь одушевленного предмета); обращение; «взгляд профана»; «умножение слов» (привлечение дополнительной информации); сравнение.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Написать стихотворение в прозе по мотивам живописи «малых голландцев». 2. Написать экфрасис-обращение по мотивам «Пейзажа с Полифемом» Н. Пуссена. 3. Написать экфрасис «Мастера русского авангарда» в манере «взгляд профана». 4. Найти экфрасисы в античной и русской поэзии. 5. Привести примеры произведений, построенных в системе «прямой» и «обратной» перспективы; начертить схемы пространственного построения этих картин. Известны ли Вам иные виды перспективных построений в живописи?

 

Тема 7. (4 часа: 2 ч — лекции, 2 ч — практические занятия). Стилистический анализ. Генрих Вельфлин — «отец искусствознания XX века». Стилистический анализ как метод научного исследования. Г. Вельфлин «Основные понятия истории искусств»: линейность и живописность; плоскость и глубина; замкнутая и открытая форма; множественность и единство; ясность и неясность. Стилевые характеристики ренессанса и барокко в работах Вельфлина. Стилистический анализ в работах русских ученых Н.П. Кондакова и Д.В. Айналова: специфика стилистического подхода к трактовке формы в искусстве. Аристотель о материальной, содеятельной, формальной и эйдетической причинах вещи. Тождество формы и сущности.

Правила сравнительно-стилистического анализа.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Сравнить две картины одного жанра (подготовить тезисы выступления). 2. Сравнить произведения Терборха и Метсю (по выбору студента; подготовить тезисы выступления). 3. Анализ картины по плану: а) место и значение мастера в истории национальной школы; б) место и значение рассматриваемого произведения в творческой биографии художника; в) идейный замысел произведения и его образное воплощение средствами композиции, рисунка, живописи (подготовить тезисы).

 

Тема 8. (4 ч -лекции) История жанров и стилистическая эволюция. Взаимодействие сюжета, жанра и стиля в искусстве. Генезис жанров в искусстве Возрождения. Нормативная эстетика барокко и классицизма и иерархия жанров. Система жанров в искусстве «малых голландцев». Жанры в искусстве XVIII, XIX, XX вв. Словари и справочники по символам, мифологическим, религиозным сюжетам, стилям в искусстве.

 

Тема 9. (4 часа: 2 ч — лекции, 2 ч — семинар). Иконографический метод. Формирование иконографического метода в университетской науке Германии как классификационного метода для систематизации памятников античного искусства. Иконографический метод Н.П. Кондакова. Современники и последователи Н.П. Кондакова. Принципы и правила иконографического анализа.

Практика иконографического анализа и его последовательность:

 

1.Обратиться к подготовке необходимого объема рабочих терминов, понятий, категорий; 2. подготовить библиографию и выделить список литературы; 3. выполнить критический обзор литературы; 4. собрать необходимый ряд иконографических и стилистических аналогий исследуемому памятнику; 5. приступить к работе над черновиком; черновик включает: а/ описание реставрационного состояния памятника (сохранность, поновления, записи, реставрационные работы); б/ выявление сюжетной основы иконы при сопоставлении ее образного строя с каноническими или апокрифическими текстами, которые иллюстрирует произведение; в/ выявление специфики отображенных в иконе исторических реалий в ключе исторической (Антиохийской) экзегезы; г/  выявление символического значения сюжета в ключе символико-аллегорической (Александрийской) экзегезы; д/ определение  места и значения праздника, которому посвящена икона, в богослужении годового богослужебного цикла; е/ определение места и значения иконы в литургическом пространстве храма; ж/выявление иконографических параллелей и истории иконографического типа; з/ стилистический  и сравнительно-стилистический анализ памятника; и/ выявление символического значения художественной формы, композиции и микроструктуры произведения. 6. Работа с текстом: уточнение концепции, цели, задач, логики изложения, подбор цитат и развернутых примеров анализа; акцентуация актуальности и новизны исследования; согласование вводной, содержательной частей и заключения; совершенствование художественной формы публикации; подбор иллюстраций и приложений; авторская редакция текста.

 

Тема 10. (4 ч — 2 ч лекции; 2 ч — семинар). Иконологическое исследование произведения искусства (иконологический анализ картины). Формирование иконологического метода в западном искусствознании. Я. Буркхардт, А. Варкбург, Э. Панофский, Э. Гомбрих, Э. Китцингер как историки искусства. Методологические и методические основы иконологического исследования (Э. Панофский «История искусства как гуманистическая дисциплина», «Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса»). Опыт иконологических исследований в отечественной науке.

 

Задания для семинара: Подготовить сообщения: «История искусств как история духа» М. Дворжака; «Патетическая формула» А. Варкбурга; Теория «дезинтеграции стиля» Э. Китцингера; «Идея»: эволюция понятия от античности до классицизма по Э. Панофскому; труды С.М. Даниэля «Сети для Протея» и «Картина классической эпохи».

Задание для самостоятельной работы: написать статью, пользуясь методическими рекомендациями Э. Панофского, изложенными в его работе «История искусства как гуманистическая дисциплина».

 

Тема 11. (4 ч — 2 ч лекции; 2 ч — практические занятия). Междисциплинарные исследования в современном искусствознании. Семиотика и ее применение в искусствоведении. Основные разделы семиотики: семантика; синтактика; прагматика и их методы. Элементы семиотического подхода в трудах С.С. Аверинцева, Дж. К. Аркгана, М.Э. Гаспарова, Б.В. Успенского,  и др. Искусствометрия в отечественном и зарубежном искусствоведении. Гештальтпсихология и психология визуального восприятия.Ж. Агостон, Р. Арнхейм, И. Рок и Г. Руубер  и о психологии визуального восприятия.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы: Подготовить сообщения на темы: «Возможности применения теории Ж. Агостона В архитектуре и дизайне», «Анализ   произведений Хиросигэ в призме теории Р. Арнхейма»; «Образы барокко в призме гештальтпсихологии».

 

 

Тема 12. (14 ч – 8 лекции; 4 – практические занятия) Практикум по риторическому оформлению результатов искусствоведческого исследования.  Основные жанры научной литературы, публицистики, художественной критики и эссеистики.

Научная литература. Этос, логос, пафос научной речи. Объективность истины; логичность, фактическая точность, аргументированность  изложения, его обобщенная форма; использование специальной терминологии. Правила научной дискуссии.

Основные жанры научной литературы: монография, статья,  научный отчет, научный комментарий; научные работы на соискание степеней: научно-учебное сочинение, диссертация; доклад; тезисы. Вторичные жанры научной литературы: библиография, аннотация, реферат, обзор. Виды научных изданий.

Композиции научной статьи и диссертации: определение темы и названия, постановка проблемы, определение объекта и предмета исследования; введение категориального аппарата и терминологии; определение цели и задач; обзор степени научной разработанности проблемы, описание методологии и методов исследования,  формулировка гипотезы, описание исследования, обсуждение результатов; обобщение и выводы; определение степени новизны, теоретической и практической значимости исследования; оформление научного аппарата.
Специфика подходов и жанровых требований при анализе произведений разных видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи (икона и картина), графики и произведений декоративно-прикладного искусства.  Элементы микроисторического исследования при анализе произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Методики междисциплинарного исследования памятников изобразительного искусства М.С. Кагана, Н.П. Кондакова, Э. Панофского.

Художественная критика. Отличия критической рецензии от научного

рецензирования. Жанры art-критики: рецензия, творческий портрет, статья.

Эссе. Жанровые разновидности.

Публицистика  как  вид публичной аргументации, «авторские суждения о практических проблемах, обоснование которых доступно широкой общественности». Актуальность проблематики публицистики, оперативность, острота и яркость изложения при экономии языковых средств и стилистической неоднородности языка Жанры публицистики: заметка, статья, отчет в газете, журнале; очерк (путевой, проблемный, портретный), репортаж, интервью (экспертные, «знакомства», проблемные), фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления (текстовые, тезисные, импровизированные) в СМИ, доклад.  Жанры аналитической публицистики: оперативно-новостные; оперативно-исследовательские. Жанры художественной публицистики: беседа; обозрение; комментарий.

 

Задания:

 

Выбор произведений согласовать с руководителем работы

  1. Иконографическо
  2. е исследование памятника средневекового искусства.
  3. Сравнительно-стилистический анализ картины.
  4. Экфрасис.
  5. Составить синхронистические таблицы по истории стилей в изобразительном искусстве.

 

Вопросы:

 

  1. Экфрасис как метод исследования живописи.
  2. Иконографический метод исследования живописи.
  3. Иконологический метод исследования живописи.
  4. Семиотический метод исследования живописи.
  5. Элементы психологии и искусствометрии в современном искусствознании.
  6. Стилистический и сравнительно-стилистический анализ как метод исследования живописи.
  7. Теоретические основы прямой перспективы.
  8. Теоретические основы обратной перспективы.
  9. Виды композиционных построений в искусстве.
  10. Символика и иконография храма в искусстве Древнего Египта.
  11. Символика и иконография храма в искусстве Античности.
  12. Символика и иконография храма в искусстве Средневековья.
  13. Символика и иконография архитектурных форм в искусстве Возрождения, барокко и классицизма.
  14. Цвет в живописи.
  15. Техника и технология иконы.
  16. Техника и технология картины.
  17. Теории «сфумато» и «тенеброзо» в искусстве. «Миф о пещере» Платона и искусство.
  18. Свет в живописи.
  19. Слово и образ в живописи.
  20. Жанры живописи: эволюция жанровой системы.
  21. Сюжет и жанр в истории стилей.
  22. Основные этапы стилистической эволюции в истории искусства Запада.
  23. История стилей в русском искусстве.

 

 

 

©Щипина Р.В., 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

(334)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели