ОНТОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА: ЛАНДШАФТ ИНТЕРЬЕР КОСТЮМ
Римма Владимировна Щипина, к.ф.н.,
ОНТОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА:
ЛАНДШАФТ ИНТЕРЬЕР КОСТЮМ
Программа факультатива
Цель программы – создать импульс для креативной деятельности студентов творческих факультетов, работающих в области пространственных искусств.
Задачи программы: рассмотреть проблемы образных, композиционных. пространственных построений с точки зрения аксиологии культуры.
32 часа: 16 л/16 с
Тема 1. ОНТОЛОГИЯ ЛАНДШАФТА
1.1. Пейзаж с Полифемом: одухотворенное пространство Античности
Перспектива как символическая форма. Поликлет как пифагореец: учение о пропорциях. «Структурные термины». Сакральное пространство мифа. Священные сады и рощи. Пространство мистерий: Дельфы, Элевсин, Афины. Экзегеза Порфирия как словарь пространственных символов античной культуры. Паратаксическая композиция, синтаксическая композиция как виды организации пространства. Власть над пространством: вилла императора Адриана и Колизей. Пространственные построения в живописи Древнего Рима: «Сад ночью. Цветы и птицы».
- 2. Священная топография Средневековья
Статика и динамика: о природе символов. Интериорная эстетика средневековья. Обратная перспектива в контексте антропологии патристики. Географические карты и космографические атласы в ранневизантийской иконографии интерьера храма. Пространство культа, агиографии, апокрифа. Отблески рая: фитоморфная символика средневековья.
1.3. Прямая перспектива Ренессанса
Композиционные построения «Святог Себастьяна» как космограмма Ренессанса. Чувственный мир живописи и скульптуры. Магическое пространство Леонардо. Любовь Небесная и Любовь Земная: симметрия и иерархия в рецепции пространственных искусств.
1.4. «Героический пейзаж» XVII—XVIII вв.
Версаль: миф о государстве. Пространственные построения барокко: геральдическая композиция и «кривая Хоггарта». Триумфальное пространство барокко. Эффекты усиленно-сходящейся перспективы в архитектуре барокко. «Кулисная композиция» в пейзаже классицизма. Галантные праздненства: буколическое пространство. Философские сады Просвещения. «Сады Лицея»: поэтика Царскосельского парка. «Сентиментальное путешествие» путешествие»: сады сентиментализма как странствие души. Театральное пространство Гонзаго. Английская гравюра и ландшафтный парк в эстетике романтизма.
Тема 2. ОНТОЛОГИЯ ИНТЕРЬЕРА
2.1. Семантика профанного и сакрального пространства
Пространство внешнее и пространство внутреннее. Святилища и капища первобытного мира. Символика египетского храма, символика античного храма. Символика христианского храма. Отражение ранних форм религиозных представлений в устройстве традиционного жилища.
2.2. Аксиология литургического пространства храма
Иконография центрических, базиликальных, крестовокупольных храмов Византии и стран византийской ойкумены. Иконография готического собора. Средства образной выразительности в декоре культового интерьера.
2.3. Дворцовый интерьер как пространство теургии
Тайна гротеска. Нормативная эстетика дворцового интерьера. Средства образного воздействия в организации церемониального пространства. Анфилада и зеркальная бесконечность. Экстатическое пространство барокко: открытия Бернини. Бернини и Эйзенштейн. Искусство власти: зрелищность и дидактичность. Орнамент как текст. Приватный интерьер дворцов историзма: эпоха разочарований и комфорта.
2.4. Семейных портрет в интерьере
Интерьер в произведениях русских писателей. Поэтика усадьбы в семейных хрониках. Интерьер, отраженный воспоминаниями. Интерьер как проекция личности. Интерьер в перспективе мечты. «Польза, прочность, красота».
Тема 3. ОНТОЛОГИЯ КОСТЮМА
3.1. Ритуальные облачения из собраний музеев Санкт-Петербурга
Тотемистическая образность культового облачения. Теория метемпсихоза в аспекте ее влияния на семантику костюма. Путешествие шамана по трем мирам (Костюм шамана из рыбьей кожи из собрания Российского этнографического музея. Зооморфные маски в костюмных комплексах из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, костюм индейцев Калифорнии из перьев ворона из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук). Солярный культ в погребальной обрядности и священная травестия архаических культов. Обрядовая функция маски. (Золотая маска Рескупорида из собрания Государственного Эрмитажа). Миксанропическая образность воинского облачения и охранная магия (Кирасы и шлемы итальянской работы эпохи Возрождения из собрания Государственного Эрмитажа). Волосы в нициационной и погребльной обрядности (шапочка шамана из из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук).
3.2 Язык костюма
Исторические аллюзии в творчестве Бакста, его влияние на моду. Миф об Осирисе как парадигма египетского костюма. Античный костюм и античная мифология: мойры и нимфы, ткущие ткань жизни. Племя, облаченное в тогу. Облачение как тайна, и одежда как схема в культуре Средневековья. Апология наготы и роскоши в культуре Ренессанса. Рождение парадного портрета: инсигнии, регалии, идеалы. Аристократизм от Ван Дейка до Джорджа Браммела. «Селам, или Язык цветов» в светском обиходе и костюме XIX в. .
Список литературы:
- Афанасьев К.Н. Геометрический анализ Софии в Константинополе /К.Н. Афанасьев – // Византийский временник № 5 – М., 1952. — С. 207-215.
- Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев: Путь к истине, — 1991. — 421 с.
- Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М.: Искусство,- — 288 с.
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. – М.: Издательство В. Шевчук, — 2002. – 289 с.
- Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь: в 3 т. Т.I. / В.Г. Власов – СПб.: Кольна — 1995. – с. 671.
- Панофский Э. Перспектива как символическая форма”, — СПб.: Азбука-классика, — 2004. – 336 с.
- Жегин Л.Ф.Язык живописного произведения. — М.: Искусство, 1970. — 125 с.
Щипина Р.В. Онтология пространства: онтология ландшафта, онтология интерьера, онтология костюма. Программа факультативного курса. © 2015
(169)
0 комментариев
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.