ОНТОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА: ЛАНДШАФТ ИНТЕРЬЕР КОСТЮМ

Римма Владимировна Щипина, к.ф.н.,

 

 

ОНТОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА:

ЛАНДШАФТ ИНТЕРЬЕР КОСТЮМ

 

Программа факультатива

 Цель программы – создать импульс для креативной деятельности студентов творческих факультетов, работающих в области пространственных искусств.

Задачи программы: рассмотреть проблемы образных, композиционных. пространственных построений с точки зрения аксиологии культуры.

32 часа: 16 л/16 с

Тема 1. ОНТОЛОГИЯ ЛАНДШАФТА

 1.1. Пейзаж с Полифемом: одухотворенное пространство Античности

Перспектива как символическая форма. Поликлет как пифагореец: учение о пропорциях. «Структурные термины». Сакральное пространство мифа. Священные сады и рощи. Пространство мистерий: Дельфы, Элевсин, Афины. Экзегеза Порфирия как словарь пространственных символов античной культуры. Паратаксическая композиция, синтаксическая композиция как  виды организации пространства. Власть над пространством: вилла императора Адриана и Колизей. Пространственные построения в живописи Древнего Рима: «Сад ночью. Цветы и птицы».

  1. 2. Священная топография Средневековья

 Статика и динамика: о природе символов. Интериорная эстетика средневековья. Обратная перспектива в контексте антропологии патристики. Географические карты и космографические атласы в ранневизантийской иконографии интерьера храма. Пространство культа, агиографии, апокрифа. Отблески рая: фитоморфная символика средневековья.

 

 1.3. Прямая перспектива Ренессанса

Композиционные построения «Святог Себастьяна» как космограмма Ренессанса. Чувственный мир живописи и скульптуры. Магическое пространство Леонардо. Любовь Небесная и Любовь Земная: симметрия и иерархия в рецепции пространственных искусств.

1.4. «Героический пейзаж» XVIIXVIII вв.

Версаль: миф о государстве. Пространственные построения барокко: геральдическая композиция и «кривая Хоггарта». Триумфальное пространство барокко.  Эффекты усиленно-сходящейся перспективы в архитектуре барокко. «Кулисная композиция» в пейзаже классицизма. Галантные праздненства: буколическое пространство. Философские сады Просвещения. «Сады Лицея»: поэтика Царскосельского парка. «Сентиментальное путешествие» путешествие»: сады сентиментализма как странствие души. Театральное пространство Гонзаго. Английская гравюра и ландшафтный парк в эстетике романтизма.

 

Тема 2. ОНТОЛОГИЯ ИНТЕРЬЕРА

2.1. Семантика профанного и сакрального пространства

 Пространство внешнее и пространство внутреннее. Святилища и капища первобытного мира. Символика египетского храма, символика античного храма. Символика христианского храма. Отражение ранних форм религиозных представлений в устройстве традиционного жилища

2.2.  Аксиология литургического пространства храма

Иконография центрических, базиликальных, крестовокупольных храмов Византии и стран византийской ойкумены. Иконография готического собора. Средства образной выразительности в декоре культового интерьера.

 

 2.3. Дворцовый интерьер как пространство теургии

Тайна гротеска. Нормативная эстетика дворцового интерьера. Средства образного воздействия в организации церемониального пространства. Анфилада и зеркальная бесконечность.  Экстатическое пространство барокко: открытия Бернини. Бернини и Эйзенштейн. Искусство власти: зрелищность и дидактичность. Орнамент как текст.  Приватный интерьер дворцов историзма: эпоха разочарований и комфорта.

 

 

2.4. Семейных портрет в интерьере

Интерьер в произведениях русских писателей. Поэтика усадьбы в семейных хрониках.  Интерьер, отраженный воспоминаниями. Интерьер как проекция личности. Интерьер в перспективе мечты. «Польза, прочность, красота».

 

Тема 3. ОНТОЛОГИЯ КОСТЮМА

3.1. Ритуальные облачения из собраний музеев Санкт-Петербурга

Тотемистическая образность культового облачения. Теория метемпсихоза в аспекте ее влияния на семантику костюма. Путешествие шамана по трем мирам (Костюм шамана из рыбьей кожи из собрания Российского этнографического музея. Зооморфные маски в костюмных комплексах  из собрания   Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук,  костюм  индейцев Калифорнии из перьев ворона из собрания   Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук).  Солярный культ в погребальной обрядности и священная травестия  архаических культов. Обрядовая функция маски.  (Золотая маска Рескупорида из собрания Государственного Эрмитажа). Миксанропическая образность воинского облачения и охранная магия (Кирасы и шлемы итальянской работы эпохи Возрождения из собрания Государственного Эрмитажа). Волосы в нициационной и погребльной обрядности (шапочка шамана из из собрания   Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук).

3.2 Язык костюма

Исторические аллюзии в творчестве Бакста, его влияние на моду. Миф об Осирисе как парадигма египетского костюма. Античный костюм и античная мифология: мойры и нимфы, ткущие ткань жизни. Племя, облаченное в тогу. Облачение как тайна, и одежда как схема в культуре Средневековья. Апология  наготы и роскоши в культуре Ренессанса. Рождение парадного портрета: инсигнии, регалии, идеалы.   Аристократизм от Ван Дейка до Джорджа Браммела.  «Селам, или Язык цветов»  в светском обиходе и костюме XIX в. .

 

Список литературы:

  1. Афанасьев К.Н. Геометрический анализ Софии в Константинополе /К.Н. Афанасьев – // Византийский временник № 5 – М., 1952. — С. 207-215.
  2. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев: Путь к истине, — 1991. — 421 с.
  3. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М.: Искусство,- — 288 с.
  4. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. – М.: Издательство В. Шевчук, — 2002. – 289 с.
  5. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь: в 3 т. Т.I. / В.Г. Власов – СПб.: Кольна — 1995. – с. 671.
  6. Панофский Э. Перспектива как символическая форма”, — СПб.: Азбука-классика, — 2004. – 336 с.
  7. Жегин Л.Ф.Язык живописного произведения. — М.: Искусство, 1970. — 125 с.

 

Щипина Р.В. Онтология пространства: онтология ландшафта, онтология интерьера, онтология костюма. Программа факультативного курса.  © 2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(170)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели