Иконография Православного Искусства

Иконография.

Методическая разработка для студентов.

Разработчик: Щипина Р.В., кандидат философских наук

 

Введение: иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве

 

Иконографический метод: его применение в церковной археологии. Иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве. Н.П.Кондаков – основоположник науки о византийском и древнерусском искусстве как отдельной дисциплины гуманитарного знания. Ф.И.Буслаев, Н.П.Лихачев, Д.В.Айналов, Н.В.Покровский как основоположники науки о византийском и древнерусском искусстве, иконографический метод в их трудах, в работах отечественных и зарубежных ученых. Архивы русских визвнтинистов. Историография иконографических исследований.

 

image001

Н.П.Кондаков

 

image003

Ф.И.Буслаев

 

image005

Н.П.Лихачев

 

image006

Д.В.Айналов

image008

Н.В.Покровский

 

image010

В.Н.Лазарев

 

image012

В.Д.Лихачева

 

 Литература:

  1. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV века. / Д.В. Айналов // Записки классического отделения Русского Археологического общества – 1917. — IX. – отдельный оттиск.
  2. Айналов Д.В. Мозаики IV – V веков. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства. – СПб., [б.и.], 1895. — 199 с.

 

  1. Айналов Д.В. Синайские иконы восковой живописи / Д.В. Айналов // Византийский временник – 1902. — XI. — отдельный оттиск — 35 с.: 5 табл.
  2. Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. Исследования в области ранне-византийского искусства. –  СПб.: тип. П.Н. Скороходова, – 1900. — 229 с.
  3. Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге: сб. ст. / ред. И.П.Медведев – СПб.: Дмитрий Буланин, — 1995. — 463 с.
  4. Байе Ш. Византийское искусство. – СПб.: редакция «Вестника изящных искусств», — 1888. — 320 с.
  5. Банк А.В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. – Л.: Аврора, 1960. – 470 с.
  6. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX – XII: очерки. – М.: Наука, — 1978. — 310 с.
  7. Банк А.В. Искусство Византии / А.В. Банк, А.С. Гущин // История  искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение;  ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Изобразительное искусство, – 1982. — С. 13 – 29.
  8. Бенешевич В.Н. Памятники Синая археологические и палеографические. Вып. 1. –Л., [б.и.], — 55 с
  9. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. – СПб.: Лига Плюс, –2001. — 352 с.
  10. Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. – М.: Благовест, — 1997. — 206 с.
  11. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М.: Искусство,- — 288 с.
  12. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи в XIX веке, – М.: Искусство, – 1987. — 383 с.
  13. Вздорнов Г. И. Феофан Грек: творческое наследие. – М.: Искусство, — 1983. — 340 с.
  14. Византиеведение в Эрмитаже. К XVIII Международному конгрессу византинистов Москва, 8- 15 августа 1991 года; ред. В.С. Шандровская. – Л.: Государственный Эрмитаж, – 1991. — 146 с.
  15. Византийское искусство в музеях Советского Союза: альбом / текст А.В. Банк. – Л.: Аврора, — 1985. – 460 с.
  16. Горностаев И.И. Древнехристианское искусство. Отд. I. – СПб., -1864.- 112 с.
  17. Горностаев И.И. История изящного искусства: лекции. Отделы: 1 – Древнехристианский, 2 – Византийский / И.И. Горностаев. – СПб., № 17,- 1874. — 99 с.
  18. Грабар А. Император в византийском искусстве — М.: Ладомир, — 2000. — 328 с.
  19. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. – М.: Индрик, – 2000
  20. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV века. О методах работы и моделях средневекового художника. – М.: Искусство, — 1998. — 382 с.
  21. Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии IV – XII веков: опыт атрибуции. – СПб.: Государственный Эрмитаж, – 1997. — 109
  22. Искусство Византии в собраниях СССР: каталог выставки. / авт.-сост. А.В. Банк, М.А. Бессонова. – В 3 т. – М.: Советский художник, – 1977. — 192с.,180 с., 156 с.
  23. Кондаков Н.П. / Никодим Павлович Кондаков 1844-1925: Личность, литературное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения. Каталог. – СПб., PALACE EDITION. –2001. – 167 с.
  24. Кондаков Н.П. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси в Константинополе. – Одесса: тип. Г. Ульриха, — 1881. — 39 с.
  25. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. – СПб.: № 17, 1902. – 320 с.
  26. Лазарев В.Н. Византийская живопись. – М.: Искусство, — -408 с.
  27. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы, – М.: Наука, – 1978. — 335 с.
  28. Лазарев В.Н. История византийской живописи: в 2 т. Т. 1. – М.: Искусство, – 1947. — 456 с.
  1. Лазарев В.Н. Приемы линейной стилизации в византийской живописи X-XII веков. И их истоки. – / В.Н. Лазарев. Византийская живопись – М.: Наука, — 1960. – С. 147 — 169.
  2. Лихачева В.Д. Иконографический канон и стиль палеологовской живописи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – / В.Д. Лихачева; АХ, — Л.: 1965. –16 с.
  3. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV вв. – Л.: Искусство,- 1981. — 312 с.
  4. Лихачева В.Д. Традиции античного искусства в ранневизантийской станковой живописи (иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Сергий и Вакх» из собрания Киевского музея) — М.: 1977. — ( Отд. отт. из «Византийских очерков». С. 236 – 244).
  5. Матье М.Э. Греко-римский и византийский Египет: путеводитель по выставке. / М.Э. Матье, К.С. Ляпунова. – Л.: Изд. Государственного Эрмитажа. – 1939. — 58 с.
  6. Мацулевич Л.А. Византия и эпоха великого переселения народов. Краткий путеводитель. – Л.: Изд. Государственного Эрмитажа, – 1929. — 59 с.
  7. Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга. – СПб.: Дмитрий Буланин, — 2004. – 832 с.
  8. Мистическое богословие.- Киев: Путь к истине, – 1991. — 391 с.
  9. Некрасов А.И. Лекции по византийско-русскому искусству, читаемые в Московском Высшем женском училище в 1912 -1922 гг. – М., 1922. — 64 с.
  10. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. – СПб.: Азбука, — 2000. – 384 с.: илл.
  11. Покровский Н.В. История христианского искусства в первые восемь столетий. – СПб. [б.и.], — 1883, — 16 с.
  12. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии византийской и русской. – СПб, [б.и.], 1892. — 496 с., 226 рис.
  13. Покровский Н.В. Происхождение древнехристианской базилики. Церковно-археологическое исследование. – СПб., [б.и.], — 1880. — 212 с., 9 табл.
  14. Покровский Н.В. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период. – Б.м., — 1894. — 326 с. 6 л. илл.
  15. Покровский Н.В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. – СПб., [б.и.], — — 327 с.
  16. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. – СПб., [б.и.], — — 450 с.
  17. Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии искусства. – Пг., [б.и.], — 1916. – 340 с.
  18. Покровский Н.В. Памятники христианской архитектуры, особенно византийские и русские. – СПб., [б.и.], — 1901. — 160 с.
  19. Пятницкий Ю.А. Иконы с Афона из собрания Эрмитажа / Ю.А.Пятницкий // Сообщения Государственного Эрмитажа, — 1988. Вып. LIII, — С. 42-44.
  20. Пятницкий Ю.А. О происхождении некоторых икон из собрания Эрмитажа. / Ю.А. Пятницкий // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв. –Л., 1988. – С. 126-140.
  21. Пятницкий Ю.А. О судьбе византийской портативной мозаики в России / Ю.А. Пятницкий //Византия и Ближний Восток (памяти А.В. Банк): сборн. Научн. трудов. – СПб.:Государственный Эрмитаж. –1994. –С.108 –116.
  22. Редин Е.К. Античные боги (планеты) в лицевых рукописях: Сочинения Козьмы Индикоплова. – СПб., [б.и.], — 1909 – 15 с.
  23. Троицкий Н. И. Влияние космологии на иконографию византийского купола. – Тула: Тип И.Д.Фортунатова, — 1898. — 5 с.
  24. Уваров А.С. Христианская символика. Символика древне-христианского периода. – М.: Издательство Свято-Тихоновского Богословского института, – 2001. — 244 с.
  25. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. – М.: Планета, — 1996. — 336 с.
  26. Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток: Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии. – М: Искусство, — 1985. — 206 с.

300px-Александр_Яковлевич_Каковкин

Каковкин, Александр Яковлевич (с библиографией)

Тема 1.Методологические основы иконографических исследований. Методика иконографических исследований

Введение.

Средневековая эстетика и богословие иконы в их отношении к иконографии. Иконографический метод в искусствоведении и реставрации. Понятия: «образ», «знак», «аллегория», «символ», «литургический символ», «символический реализм», «иконографический тип», «иконографический извод», «иконографический подлинник», «иконографический канон».

Виды живописи; техника живописи в христианском искусстве. «Интериорная эстетика» христианского искусства и разработка интерьера в христианской архитектуре в их отношении к иконографии. Периодизация христианского искусства. Хронологические и топографические границы раннехристианского искусства. Историография раннехристианского искусства. Раннехристианские храмы. Катакомбы как памятники раннехристианского искусства. Памятники декоративно-прикладного искусства, нумизматика и сфрагистика как первоисточники раннехристианской иконографии. Древние литургии в аспекте их влияния на формирование раннехристианской иконографии. Влияние синагогального богослужения на ранние формы литургии и влияние синагогальной иконографии  на раннехристианскую иконографию.  Новый этап иконографических исследований в связи с открытиями  рукописей Мертвого Моря. Иконография коптского искусства. Памятники Синая. Мозаики Равенны.А.Грабар о мартириях и баптистериях. Г.Стржиговский о «христианской античности».

image014

image016

image018

image020

image022

 

Литература:

  1. Деяния VII Вселенского Собора. – Казань. [б.и.],  – 1891. (репринт б.м., б.г.) — 336 с.
  2. Деяния Вселенских Соборов: в 4 т. – СПб.: Воскресение, Паломник, – 1996. – 4 т.
  3. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, — 2003. –220 с.
  4. Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. – Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, – 1993. -218 с.
  5. Живов В.М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. / В.М. Живов //Художественный язык средневековья: сб. науч. ст.; отв. ред. В.А. Карпушин. – М.: Наука, – 1982. — С. 108 – 127.
  6. Искусство Византии и Древней Руси. – СПб.: Искусство, — 1996. — 37 с.
  7. Искусство Византии и Древней Руси. Москва, 24 – 26 сентября 1996 года. К 100-летию А.Н. Грабара. – СПб., 1996. — 59 с.
  8. Искусство Руси и стран Византийского мира XII в.: тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1995 г. / отв. ред. О.Е. Этингоф. – СПб.: Дмитрий Буланин, — — 51 с.
  9. Искусство Руси, Византии и Балкан XIII в.: тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1994. / отв. ред. О.Е. Этингоф. – СПб.: Дмитрий Буланин, — 1994. — 60 с.
  10. Искусство Руси, Византии и Балкан ХIII – первой половины XV века: к XIII Международному Конгрессу византинистов (8-15 августа 1991 г. Москва.) / отв. ред. Г.Г. Литаврин. – М.: [б.и.], – 637 с.
  11. Лечицкая О.В. Коптские ткани ГМИИ им.А.С.Пушкина. Каталог коллекции. – М., 2010.
  12. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Труды XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8 – 15 августа 1991 г.) и другие материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа; ред. К.К. Акентьев т. I. — СПб.: Дмитрий Буланин, – 1995. — 412 с.
  13. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Тт. 1-3. М., 1998
  14. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М.: Издательство Западно-Европейского экзархата, – 1989. — 476 с.
  • Феодор Студит. Второе опровержение иконоборцев. / Феодор Студит // Символ; 18, декабрь — 1987. – С. 253 – 268.
  • Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев. / Феодор Студит // Символ; 18, декабрь — 1987. — С. 249-252.
  • Феодор Студит. Послание к Платону о почитании икон. / Феодор Студит // Символ № 18, декабрь — 1987. — С. 249-252.
  • Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев – / Феодор Студит // Символ № 18 , декабрь — 1987. — С. 295 – 331.
  • Христианский Восток.Спб. Вып. 1-6.
  • Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI — XIII вв. – М.: Прогресс-традиция, – 2000. — 312 с.
  • Языкова И.К. Богословие иконы. – М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, – 1995. — 194 с.
  • Яковлев А.И. «Ерминия» Дионисия Фурнографиота и техника икон Феофана Грека. / А.И. Яковлев // Древнерусское искусство XIV – XV вв. – М.: Искусство, – 1984 — С. 7 –29.

 

Иконография восточнохристианского искусства

Подробнее

Вопросы:

  1. Иконографический метод по Н.П.Кондакову
  2. Сравнить подход к стилистическому анализу Д.В.Айналова и Г.Вельфлина (по Вельфлин Г.Основные понятия истории искусств — . – М.: Издательство В. Шевчук, — 2002. – 289 с.)
  3. В.Н. Лазарев, А.Ф.Лосев, о.Павел Флоренский, В.В.Бычков о византийской эстетике
  4. Влияние экзегезы на образный строй христианского искусства (Миллер Т. Александрийская экзегеза / Т. Миллер // Патристика: новые переводы, статьи. – Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, — 2003. – С. 204 – 253; Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. – СПб.: Издательство Русского Христианского института, — 1996. — 232 с. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. – СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, — 1998. – 480.
  5. Л.Ф.Успенский об основных этапах истории богословия образа (Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М.: Издательство Западно-Европейского экзархата, – 1989. — 476 с.)
  6. Богословие образа в трудах преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Феодора Студита, отцов VII Вселенского собора

 

Задание:

5.1. Выбрать для иконографического исследования икону до XVI в. включительно из собраний музеев СПб. Сюжет ее должен соответствовать одному из двунадесятых праздников;

5.2. Составить описание иконы по данным визуального наблюдения с указанием сохранности в последовательности:

описание изображения на иконе;

описание основы;

описание сохранности левкаса;

описание сохранности золота (фон, нимбы, ассист);

описание сохранности красочного слоя (в последовательности от «доличного» к «личному»);

описание сохранности покрывного слоя (чаще олифы).

5.3. В Евангелии найти и выписать (у евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна) текст, соответсвующий изображению на иконе.

5.4. Текст сравнить с изображен6ием, наблюдения зафиксировать письменно;

5.5.Взять том из трехтомного энциклопедического словаря «Христианство», прочесть статью, соответствующую Празднику и событию, изображенному на иконе;

Занести в конспект

5.5.1.Историю праздника

5.5.2 Его место и значение в годовом богослужебном круге;

5.5.3. Тексты, являющиеся основой службы праздника;

5.5.4. Духовный смысл события;

5.5.5. Толкования (экзегетические сочинения) отражающие события праздника.

  1. Выяснить историю изображения, руководствуясь книгами:

 

Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: МИФРИЛ, — 1995. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX – XII: очерки. – М.: Наука, — 1978. Искусство Византии / А.В. Банк, А.С. Гущин  // История  искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение;  ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Изобразительное искусство, – 1982.Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник. Толкование на святые Евангелия. Толкование на Евангелие от Матфея. – СПб.: Сатисъ, — 1993. Ключ к пониманию Священного Писания – М., 1982.

 

  1. Составить библиографию

8.Написать краткий критический обзор литературы.

9.составить и оформить список литературы.

  1. Составить таблицу из 12 строк, куда помещаются иконографические аналоги (изображения не только на иконах, но и книжные миниатюры, изобраения на монетах или памятниках прикладного искусства, мозаики, фрески) от самых первых образцов до времени создания памятника, который анализируется. Берутся памятники всей раннехристианской и православной иконографии – без топографический ограничений.
Изображение

(в хронологическом порядке)

Название памятника, место и время создания Отличие изображения от последующих

 

  1. Заполнить таблицу из 3-х строк по сравнительно-стилистическому заданию
В первом столбце помещается анализируемое иображение Во втором столбце помещается памятник той же иконографии, того е времени создания, но другой школы Во третьем столбце помещается памятник той же иконографии, того е времени создания, но другой школы Во четвертом столбце помещается памятник той же иконографии, того е времени создания, но другой школы
Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, создавшему икону Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру,
Общий вывод по сравнительному анализу

 

 

  1. Заполнить таблицу из 3-х строк по сравнительно-стилистическому заданию

(школа – одна, а сюжеты икон могут не совпадать с сюжетом Вашей иконы. так в этом задании рассматривается стиль, а не иконография

В первом столбце помещается анализируемое иображение Во втором столбце помещается памятник той же школы, но относящийся к началу ее формирования

 

Во третьем столбце помещается памятник той же школы, но относящийся более позднему периоду (т.е. – не к этапу рождения школы) Во четвертом столбце помещается памятник же школы, созжанный в то же время, что и Ваша икона

 

Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, создавшему икону Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру,
Общий вывод по сравнительному анализу

 

  1. В случае, если Вы заметили значительное изменение иконографии или стилистики, попытайтесь вникнуть, чем было обусловлено это изменение, опираясь на историю богословия, историю церкви, историю искусств (литература выделяется курсивом составленной Вами библиографии).
  2. На основе этого предварительного конспекта-черновика нужно написать доклад, выделив цель и задачи исследования, представить раннюю историю иконографии, становление иконографического типа, его разновидностей, различные иконографические изводы, их отличия в пределах национальных школ и местных школ (возникающих в историко-культурных центрах, городах или монастырях); представить богословское и символическое значение образа и его место в пространстве храма; также его толкования (ссылка на тексты обязательна), завершив рассуждения заключением, в котором суммируются выводы. Подобрать иллюстрации. Снабдить их подписями (Название, место, время создания памятника). Оформить работу в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к реферату.
  3. На основе реферата-доклада подготовить презентацию.

 

 

Иконография крестово-купольного храма

«Христианская античность» и «византийский антик» в научной полемике о генезисе раннехристианского искусства. «Византийский антик» и александрийская экзегетическая традиция. Основные этапы становления иконографического канона. «Византийский антик» в его отношении к канону. Основные группы византийского антика. Влияние богослужения ранневизантийского периода на иконографию. Центрические и базиликальные храмы.

Иконография  ранневизантийского храма: основные принципы. Иконография дороманских храмов: основные принципы. Влияние космологии и апокалиптики на иконография. Влияние агиографии на иконографию». Шестоднев» Василия Великого и трактат свт. Григория Нисского «Об устроении человека в аспекте их влияния на иконографию. Основные этапы становления канонических форм в архитектуре стран византийской ойкумены. Конструкция крестово-купольного храма. Раннехристианские центрические храмы и крестово-купольные храмы в аспекте символики архитектурных форм. Возникновение крестово-купольной архитектуры в искусстве Константинополя, Афона, Афин, Фессалоник. Крестово-купольные храмы в архитектуре стран византийской ойкумены, формирование школ. Тип миссионерского храма. Основные принципы формирования иконографии крестово-купольного храма. Влияние литургики и святоотеческого богословия на иконографию крестово-купольного храма. Иконография купола. Влияние разделения церквей на иконографию. Иконографический канон и иконография крестово-купольного храма.

 

 

Остатки столба, на котором стоял Симеон Столпник

Остатки столба, на котором стоял Симеон Столпник

 

 

Литература:

  1. Византия и Ближний Восток. Памяти А.В. Банк. Сборник научных трудов. Под ред. В.С.Шандровской. – СПб.: Государственный Эрмитаж. — 1994. — 164 с.
  2. Византия и византийские традиции. К XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген, 18 – 24 августа 1996 года. Под ред. В.Н.Залесской. – СПб.: Государственный Эрмитаж. – 1996. — 248 с.
  3. Византия и Русь. / ред. Г.К. Вагнер – М.: Наука, — 1989. — 336 с.
  4. Византия. Русь. Западная Европа: искусство и культура. Тезисы докладов конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Н. Лазарева ( 1897 –1976)., Москва, 29 сентября – 2 октября 1997. – СПб.: Дмитрий Буланин. — — 38 с.
  5. Византия. Херсон. Каталог. – М., [б.и.], 1991. — 253 с.
  6. Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. – М.: Наука. – 1973. — 592 с.
  7. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство: сб. ст. / ред. А.М. Лидова – СПб.: Дмитрий Буланин. — 1994. – с. 325.
  8. Савина С.Г. Иконография: богословские очерки иконографического извода. – СПб.: Церковь и культура, — 2001. – 304 с. с илл; цв вкл.

 

Вопросы:

1.Происхождение крестовокупольного храма (капеллы и крипты катакомб, икос и домовая базилика: мартирии и баптистерии: базиликальные храмы; купольные базилики как предшественники крестово-купольного храма):

2.Ранневизантийская иконография храма (по О.Демус  Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. – М.: Индрик,- 2001. — 160 с. ).

  1. Иконография крестово-купольного храма

 

 

Иконография высокого иконостаса

 

Формирование высокого иконостаса в период Палеологовского Ренессанса. Структура высокого иконостаса. Влияние богословия исихазма на формирование высокого иконостаса. Исихазм в трудах Иоанна Иейендорфа. Высокий иконостас в трудах о.Павла Флоренского. Современные исследования по проблеме высокого иконостаса. Символика храма в традиции литургических толкований. Отражение символики богослужения в символике храма. Иконография настенной живописи (мозаики, фрески), иконография высокого иконостаса; иконография Царских Врат, северных и южных дверей иконостаса (в жертвенник и диаконник). Иконография настолпных и настенных икон, иконография икон-проскинез в составе иконографии православного храма. Основные этапы становления иконографии православного храма. Иконография Иисуса Христа. Иконография Богоматери. Иконография Ангелов. Иконография Святых. Иконографические подлинники. Агиография и иконография. Влияние апокрифов на иконографию.

image026

image027

Литература:

  1. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV века. О методах работы и моделях средневекового художника. – М.: Искусство, — 1998. — 382 с.
  2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. – М.. 1998.
  3. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I.
    Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. – Спб, 1905.
  4. Кондаков Никодим Павлович. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М. «Паломникъ». 2001.- 320 с. Репринт 1905.
  5. Лазарев В.М. Московская школа иконописи,- М., 1960
  6. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи.-М.,1983.
  7. Лицевые святцы XVII века Никольского Единоверческого Монастыря в Москве. Иконописный подлинник иконописца В.П.Гурьянова. М.: Фонд „Благовест“. 1997. 63 с. — Репринт. 1904 г.
  8. Маркелов Г.. Книга иконных образцов. В 2 томах. Издательство Ивана Лимбаха, 2006 г..
  9. Подлинник иконописный. М.: «Паломник», 1996. — 250 с., илл. Переиздание подлинника Большакова, 1903 г.)
  10. Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895–1898.
  11. Преподобный Максим Исповедник / Творения преподобного Максима Исповедника: в 2 т. – М.: Мартис, — 1994.
  12. Преподобный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Сочинения. – СПб.: Галактика, – 1994. — 555 с.
  13. Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М. 1910. — Репринт. М. «Русскій Хронографъ», 2002.-452 с.
  14. О. Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. – М.: Планета, — 1996. — 336 с
  15. Чукова Т.А. Алтарь древнерусского храма конца X – первой половины XIII в. СПб, 2004.

 

Классический пятиярусный иконостас, его устройство и история развития

Подробнее

Иконостас в православном храме

Подробнее

Иконография Иисуса Христа

 

Вопросы:

  1. Алтарная преграда (катакомбы, базиликальные храмы, домонгольские храмы средневековой Руси)
  2. Становление копозиции Деисусного чина
  3. Иконы-проскинез (иконография «праздничного чина» высокого иконостаса)
  4. Иконография «Спас в Силах»
  5. Книги образцов, ремесленные книги, лицевые подлинники
  6. Подлинник Сийского монастыря
  7. Афонская книга образцов из собрания РНБ
  8. «Ерминия» Дионисия Фурнографиота и ее исследования

 

 

© 2016 Римма Щипина, кандидат философских наук

 

 

 

(486)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели