Иконография Православного Искусства
Иконография.
Методическая разработка для студентов.
Разработчик: Щипина Р.В., кандидат философских наук
Введение: иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве
Иконографический метод: его применение в церковной археологии. Иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве. Н.П.Кондаков – основоположник науки о византийском и древнерусском искусстве как отдельной дисциплины гуманитарного знания. Ф.И.Буслаев, Н.П.Лихачев, Д.В.Айналов, Н.В.Покровский как основоположники науки о византийском и древнерусском искусстве, иконографический метод в их трудах, в работах отечественных и зарубежных ученых. Архивы русских визвнтинистов. Историография иконографических исследований.
Литература:
- Айналов Д.В. Византийская живопись XIV века. / Д.В. Айналов // Записки классического отделения Русского Археологического общества – 1917. — IX. – отдельный оттиск.
- Айналов Д.В. Мозаики IV – V веков. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства. – СПб., [б.и.], 1895. — 199 с.
- Айналов Д.В. Синайские иконы восковой живописи / Д.В. Айналов // Византийский временник – 1902. — XI. — отдельный оттиск — 35 с.: 5 табл.
- Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. Исследования в области ранне-византийского искусства. – СПб.: тип. П.Н. Скороходова, – 1900. — 229 с.
- Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге: сб. ст. / ред. И.П.Медведев – СПб.: Дмитрий Буланин, — 1995. — 463 с.
- Байе Ш. Византийское искусство. – СПб.: редакция «Вестника изящных искусств», — 1888. — 320 с.
- Банк А.В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. – Л.: Аврора, 1960. – 470 с.
- Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX – XII: очерки. – М.: Наука, — 1978. — 310 с.
- Банк А.В. Искусство Византии / А.В. Банк, А.С. Гущин // История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение; ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Изобразительное искусство, – 1982. — С. 13 – 29.
- Бенешевич В.Н. Памятники Синая археологические и палеографические. Вып. 1. –Л., [б.и.], — 55 с
- Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. – СПб.: Лига Плюс, –2001. — 352 с.
- Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. – М.: Благовест, — 1997. — 206 с.
- Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М.: Искусство,- — 288 с.
- Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи в XIX веке, – М.: Искусство, – 1987. — 383 с.
- Вздорнов Г. И. Феофан Грек: творческое наследие. – М.: Искусство, — 1983. — 340 с.
- Византиеведение в Эрмитаже. К XVIII Международному конгрессу византинистов Москва, 8- 15 августа 1991 года; ред. В.С. Шандровская. – Л.: Государственный Эрмитаж, – 1991. — 146 с.
- Византийское искусство в музеях Советского Союза: альбом / текст А.В. Банк. – Л.: Аврора, — 1985. – 460 с.
- Горностаев И.И. Древнехристианское искусство. Отд. I. – СПб., -1864.- 112 с.
- Горностаев И.И. История изящного искусства: лекции. Отделы: 1 – Древнехристианский, 2 – Византийский / И.И. Горностаев. – СПб., № 17,- 1874. — 99 с.
- Грабар А. Император в византийском искусстве — М.: Ладомир, — 2000. — 328 с.
- Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. – М.: Индрик, – 2000
- Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV века. О методах работы и моделях средневекового художника. – М.: Искусство, — 1998. — 382 с.
- Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии IV – XII веков: опыт атрибуции. – СПб.: Государственный Эрмитаж, – 1997. — 109
- Искусство Византии в собраниях СССР: каталог выставки. / авт.-сост. А.В. Банк, М.А. Бессонова. – В 3 т. – М.: Советский художник, – 1977. — 192с.,180 с., 156 с.
- Кондаков Н.П. / Никодим Павлович Кондаков 1844-1925: Личность, литературное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения. Каталог. – СПб., PALACE EDITION. –2001. – 167 с.
- Кондаков Н.П. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси в Константинополе. – Одесса: тип. Г. Ульриха, — 1881. — 39 с.
- Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. – СПб.: № 17, 1902. – 320 с.
- Лазарев В.Н. Византийская живопись. – М.: Искусство, — -408 с.
- Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы, – М.: Наука, – 1978. — 335 с.
- Лазарев В.Н. История византийской живописи: в 2 т. Т. 1. – М.: Искусство, – 1947. — 456 с.
- Лазарев В.Н. Приемы линейной стилизации в византийской живописи X-XII веков. И их истоки. – / В.Н. Лазарев. Византийская живопись – М.: Наука, — 1960. – С. 147 — 169.
- Лихачева В.Д. Иконографический канон и стиль палеологовской живописи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – / В.Д. Лихачева; АХ, — Л.: 1965. –16 с.
- Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV вв. – Л.: Искусство,- 1981. — 312 с.
- Лихачева В.Д. Традиции античного искусства в ранневизантийской станковой живописи (иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Сергий и Вакх» из собрания Киевского музея) — М.: 1977. — ( Отд. отт. из «Византийских очерков». С. 236 – 244).
- Матье М.Э. Греко-римский и византийский Египет: путеводитель по выставке. / М.Э. Матье, К.С. Ляпунова. – Л.: Изд. Государственного Эрмитажа. – 1939. — 58 с.
- Мацулевич Л.А. Византия и эпоха великого переселения народов. Краткий путеводитель. – Л.: Изд. Государственного Эрмитажа, – 1929. — 59 с.
- Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга. – СПб.: Дмитрий Буланин, — 2004. – 832 с.
- Мистическое богословие.- Киев: Путь к истине, – 1991. — 391 с.
- Некрасов А.И. Лекции по византийско-русскому искусству, читаемые в Московском Высшем женском училище в 1912 -1922 гг. – М., 1922. — 64 с.
- Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. – СПб.: Азбука, — 2000. – 384 с.: илл.
- Покровский Н.В. История христианского искусства в первые восемь столетий. – СПб. [б.и.], — 1883, — 16 с.
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии византийской и русской. – СПб, [б.и.], 1892. — 496 с., 226 рис.
- Покровский Н.В. Происхождение древнехристианской базилики. Церковно-археологическое исследование. – СПб., [б.и.], — 1880. — 212 с., 9 табл.
- Покровский Н.В. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период. – Б.м., — 1894. — 326 с. 6 л. илл.
- Покровский Н.В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. – СПб., [б.и.], — — 327 с.
- Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. – СПб., [б.и.], — — 450 с.
- Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии искусства. – Пг., [б.и.], — 1916. – 340 с.
- Покровский Н.В. Памятники христианской архитектуры, особенно византийские и русские. – СПб., [б.и.], — 1901. — 160 с.
- Пятницкий Ю.А. Иконы с Афона из собрания Эрмитажа / Ю.А.Пятницкий // Сообщения Государственного Эрмитажа, — 1988. Вып. LIII, — С. 42-44.
- Пятницкий Ю.А. О происхождении некоторых икон из собрания Эрмитажа. / Ю.А. Пятницкий // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв. –Л., 1988. – С. 126-140.
- Пятницкий Ю.А. О судьбе византийской портативной мозаики в России / Ю.А. Пятницкий //Византия и Ближний Восток (памяти А.В. Банк): сборн. Научн. трудов. – СПб.:Государственный Эрмитаж. –1994. –С.108 –116.
- Редин Е.К. Античные боги (планеты) в лицевых рукописях: Сочинения Козьмы Индикоплова. – СПб., [б.и.], — 1909 – 15 с.
- Троицкий Н. И. Влияние космологии на иконографию византийского купола. – Тула: Тип И.Д.Фортунатова, — 1898. — 5 с.
- Уваров А.С. Христианская символика. Символика древне-христианского периода. – М.: Издательство Свято-Тихоновского Богословского института, – 2001. — 244 с.
- Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. – М.: Планета, — 1996. — 336 с.
- Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток: Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии. – М: Искусство, — 1985. — 206 с.
Каковкин, Александр Яковлевич (с библиографией)
Тема 1.Методологические основы иконографических исследований. Методика иконографических исследований
Введение.
Средневековая эстетика и богословие иконы в их отношении к иконографии. Иконографический метод в искусствоведении и реставрации. Понятия: «образ», «знак», «аллегория», «символ», «литургический символ», «символический реализм», «иконографический тип», «иконографический извод», «иконографический подлинник», «иконографический канон».
Виды живописи; техника живописи в христианском искусстве. «Интериорная эстетика» христианского искусства и разработка интерьера в христианской архитектуре в их отношении к иконографии. Периодизация христианского искусства. Хронологические и топографические границы раннехристианского искусства. Историография раннехристианского искусства. Раннехристианские храмы. Катакомбы как памятники раннехристианского искусства. Памятники декоративно-прикладного искусства, нумизматика и сфрагистика как первоисточники раннехристианской иконографии. Древние литургии в аспекте их влияния на формирование раннехристианской иконографии. Влияние синагогального богослужения на ранние формы литургии и влияние синагогальной иконографии на раннехристианскую иконографию. Новый этап иконографических исследований в связи с открытиями рукописей Мертвого Моря. Иконография коптского искусства. Памятники Синая. Мозаики Равенны.А.Грабар о мартириях и баптистериях. Г.Стржиговский о «христианской античности».
Литература:
- Деяния VII Вселенского Собора. – Казань. [б.и.], – 1891. (репринт б.м., б.г.) — 336 с.
- Деяния Вселенских Соборов: в 4 т. – СПб.: Воскресение, Паломник, – 1996. – 4 т.
- Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, — 2003. –220 с.
- Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. – Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, – 1993. -218 с.
- Живов В.М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. / В.М. Живов //Художественный язык средневековья: сб. науч. ст.; отв. ред. В.А. Карпушин. – М.: Наука, – 1982. — С. 108 – 127.
- Искусство Византии и Древней Руси. – СПб.: Искусство, — 1996. — 37 с.
- Искусство Византии и Древней Руси. Москва, 24 – 26 сентября 1996 года. К 100-летию А.Н. Грабара. – СПб., 1996. — 59 с.
- Искусство Руси и стран Византийского мира XII в.: тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1995 г. / отв. ред. О.Е. Этингоф. – СПб.: Дмитрий Буланин, — — 51 с.
- Искусство Руси, Византии и Балкан XIII в.: тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1994. / отв. ред. О.Е. Этингоф. – СПб.: Дмитрий Буланин, — 1994. — 60 с.
- Искусство Руси, Византии и Балкан ХIII – первой половины XV века: к XIII Международному Конгрессу византинистов (8-15 августа 1991 г. Москва.) / отв. ред. Г.Г. Литаврин. – М.: [б.и.], – 637 с.
- Лечицкая О.В. Коптские ткани ГМИИ им.А.С.Пушкина. Каталог коллекции. – М., 2010.
- Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Труды XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8 – 15 августа 1991 г.) и другие материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа; ред. К.К. Акентьев т. I. — СПб.: Дмитрий Буланин, – 1995. — 412 с.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Тт. 1-3. М., 1998
- Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М.: Издательство Западно-Европейского экзархата, – 1989. — 476 с.
- Феодор Студит. Второе опровержение иконоборцев. / Феодор Студит // Символ; 18, декабрь — 1987. – С. 253 – 268.
- Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев. / Феодор Студит // Символ; 18, декабрь — 1987. — С. 249-252.
- Феодор Студит. Послание к Платону о почитании икон. / Феодор Студит // Символ № 18, декабрь — 1987. — С. 249-252.
- Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев – / Феодор Студит // Символ № 18 , декабрь — 1987. — С. 295 – 331.
- Христианский Восток.Спб. Вып. 1-6.
- Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI — XIII вв. – М.: Прогресс-традиция, – 2000. — 312 с.
- Языкова И.К. Богословие иконы. – М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, – 1995. — 194 с.
- Яковлев А.И. «Ерминия» Дионисия Фурнографиота и техника икон Феофана Грека. / А.И. Яковлев // Древнерусское искусство XIV – XV вв. – М.: Искусство, – 1984 — С. 7 –29.
Иконография восточнохристианского искусства
Вопросы:
- Иконографический метод по Н.П.Кондакову
- Сравнить подход к стилистическому анализу Д.В.Айналова и Г.Вельфлина (по Вельфлин Г.Основные понятия истории искусств — . – М.: Издательство В. Шевчук, — 2002. – 289 с.)
- В.Н. Лазарев, А.Ф.Лосев, о.Павел Флоренский, В.В.Бычков о византийской эстетике
- Влияние экзегезы на образный строй христианского искусства (Миллер Т. Александрийская экзегеза / Т. Миллер // Патристика: новые переводы, статьи. – Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, — 2003. – С. 204 – 253; Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. – СПб.: Издательство Русского Христианского института, — 1996. — 232 с. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. – СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, — 1998. – 480.
- Л.Ф.Успенский об основных этапах истории богословия образа (Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М.: Издательство Западно-Европейского экзархата, – 1989. — 476 с.)
- Богословие образа в трудах преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Феодора Студита, отцов VII Вселенского собора
Задание:
5.1. Выбрать для иконографического исследования икону до XVI в. включительно из собраний музеев СПб. Сюжет ее должен соответствовать одному из двунадесятых праздников;
5.2. Составить описание иконы по данным визуального наблюдения с указанием сохранности в последовательности:
описание изображения на иконе;
описание основы;
описание сохранности левкаса;
описание сохранности золота (фон, нимбы, ассист);
описание сохранности красочного слоя (в последовательности от «доличного» к «личному»);
описание сохранности покрывного слоя (чаще олифы).
5.3. В Евангелии найти и выписать (у евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна) текст, соответсвующий изображению на иконе.
5.4. Текст сравнить с изображен6ием, наблюдения зафиксировать письменно;
5.5.Взять том из трехтомного энциклопедического словаря «Христианство», прочесть статью, соответствующую Празднику и событию, изображенному на иконе;
Занести в конспект
5.5.1.Историю праздника
5.5.2 Его место и значение в годовом богослужебном круге;
5.5.3. Тексты, являющиеся основой службы праздника;
5.5.4. Духовный смысл события;
5.5.5. Толкования (экзегетические сочинения) отражающие события праздника.
- Выяснить историю изображения, руководствуясь книгами:
Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: МИФРИЛ, — 1995. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX – XII: очерки. – М.: Наука, — 1978. Искусство Византии / А.В. Банк, А.С. Гущин // История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение; ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Изобразительное искусство, – 1982.Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник. Толкование на святые Евангелия. Толкование на Евангелие от Матфея. – СПб.: Сатисъ, — 1993. Ключ к пониманию Священного Писания – М., 1982.
- Составить библиографию
8.Написать краткий критический обзор литературы.
9.составить и оформить список литературы.
- Составить таблицу из 12 строк, куда помещаются иконографические аналоги (изображения не только на иконах, но и книжные миниатюры, изобраения на монетах или памятниках прикладного искусства, мозаики, фрески) от самых первых образцов до времени создания памятника, который анализируется. Берутся памятники всей раннехристианской и православной иконографии – без топографический ограничений.
Изображение
(в хронологическом порядке) |
Название памятника, место и время создания | Отличие изображения от последующих |
- Заполнить таблицу из 3-х строк по сравнительно-стилистическому заданию
В первом столбце помещается анализируемое иображение | Во втором столбце помещается памятник той же иконографии, того е времени создания, но другой школы | Во третьем столбце помещается памятник той же иконографии, того е времени создания, но другой школы | Во четвертом столбце помещается памятник той же иконографии, того е времени создания, но другой школы |
Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, создавшему икону | Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, | Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, | Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, |
Общий вывод по сравнительному анализу |
- Заполнить таблицу из 3-х строк по сравнительно-стилистическому заданию
(школа – одна, а сюжеты икон могут не совпадать с сюжетом Вашей иконы. так в этом задании рассматривается стиль, а не иконография
В первом столбце помещается анализируемое иображение | Во втором столбце помещается памятник той же школы, но относящийся к началу ее формирования
|
Во третьем столбце помещается памятник той же школы, но относящийся более позднему периоду (т.е. – не к этапу рождения школы) | Во четвертом столбце помещается памятник же школы, созжанный в то же время, что и Ваша икона
|
Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, создавшему икону | Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, | Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, | Описание стилистических признаков, характерных для школы, которые проявились в этом памятнике и/или для школы не характерных, но свойственных только мастеру, |
Общий вывод по сравнительному анализу |
- В случае, если Вы заметили значительное изменение иконографии или стилистики, попытайтесь вникнуть, чем было обусловлено это изменение, опираясь на историю богословия, историю церкви, историю искусств (литература выделяется курсивом составленной Вами библиографии).
- На основе этого предварительного конспекта-черновика нужно написать доклад, выделив цель и задачи исследования, представить раннюю историю иконографии, становление иконографического типа, его разновидностей, различные иконографические изводы, их отличия в пределах национальных школ и местных школ (возникающих в историко-культурных центрах, городах или монастырях); представить богословское и символическое значение образа и его место в пространстве храма; также его толкования (ссылка на тексты обязательна), завершив рассуждения заключением, в котором суммируются выводы. Подобрать иллюстрации. Снабдить их подписями (Название, место, время создания памятника). Оформить работу в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к реферату.
- На основе реферата-доклада подготовить презентацию.
Иконография крестово-купольного храма
«Христианская античность» и «византийский антик» в научной полемике о генезисе раннехристианского искусства. «Византийский антик» и александрийская экзегетическая традиция. Основные этапы становления иконографического канона. «Византийский антик» в его отношении к канону. Основные группы византийского антика. Влияние богослужения ранневизантийского периода на иконографию. Центрические и базиликальные храмы.
Иконография ранневизантийского храма: основные принципы. Иконография дороманских храмов: основные принципы. Влияние космологии и апокалиптики на иконография. Влияние агиографии на иконографию». Шестоднев» Василия Великого и трактат свт. Григория Нисского «Об устроении человека в аспекте их влияния на иконографию. Основные этапы становления канонических форм в архитектуре стран византийской ойкумены. Конструкция крестово-купольного храма. Раннехристианские центрические храмы и крестово-купольные храмы в аспекте символики архитектурных форм. Возникновение крестово-купольной архитектуры в искусстве Константинополя, Афона, Афин, Фессалоник. Крестово-купольные храмы в архитектуре стран византийской ойкумены, формирование школ. Тип миссионерского храма. Основные принципы формирования иконографии крестово-купольного храма. Влияние литургики и святоотеческого богословия на иконографию крестово-купольного храма. Иконография купола. Влияние разделения церквей на иконографию. Иконографический канон и иконография крестово-купольного храма.
Литература:
- Византия и Ближний Восток. Памяти А.В. Банк. Сборник научных трудов. Под ред. В.С.Шандровской. – СПб.: Государственный Эрмитаж. — 1994. — 164 с.
- Византия и византийские традиции. К XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген, 18 – 24 августа 1996 года. Под ред. В.Н.Залесской. – СПб.: Государственный Эрмитаж. – 1996. — 248 с.
- Византия и Русь. / ред. Г.К. Вагнер – М.: Наука, — 1989. — 336 с.
- Византия. Русь. Западная Европа: искусство и культура. Тезисы докладов конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Н. Лазарева ( 1897 –1976)., Москва, 29 сентября – 2 октября 1997. – СПб.: Дмитрий Буланин. — — 38 с.
- Византия. Херсон. Каталог. – М., [б.и.], 1991. — 253 с.
- Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. – М.: Наука. – 1973. — 592 с.
- Восточнохристианский храм. Литургия и искусство: сб. ст. / ред. А.М. Лидова – СПб.: Дмитрий Буланин. — 1994. – с. 325.
- Савина С.Г. Иконография: богословские очерки иконографического извода. – СПб.: Церковь и культура, — 2001. – 304 с. с илл; цв вкл.
Вопросы:
1.Происхождение крестовокупольного храма (капеллы и крипты катакомб, икос и домовая базилика: мартирии и баптистерии: базиликальные храмы; купольные базилики как предшественники крестово-купольного храма):
2.Ранневизантийская иконография храма (по О.Демус Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. – М.: Индрик,- 2001. — 160 с. ).
- Иконография крестово-купольного храма
Иконография высокого иконостаса
Формирование высокого иконостаса в период Палеологовского Ренессанса. Структура высокого иконостаса. Влияние богословия исихазма на формирование высокого иконостаса. Исихазм в трудах Иоанна Иейендорфа. Высокий иконостас в трудах о.Павла Флоренского. Современные исследования по проблеме высокого иконостаса. Символика храма в традиции литургических толкований. Отражение символики богослужения в символике храма. Иконография настенной живописи (мозаики, фрески), иконография высокого иконостаса; иконография Царских Врат, северных и южных дверей иконостаса (в жертвенник и диаконник). Иконография настолпных и настенных икон, иконография икон-проскинез в составе иконографии православного храма. Основные этапы становления иконографии православного храма. Иконография Иисуса Христа. Иконография Богоматери. Иконография Ангелов. Иконография Святых. Иконографические подлинники. Агиография и иконография. Влияние апокрифов на иконографию.
Литература:
- Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV века. О методах работы и моделях средневекового художника. – М.: Искусство, — 1998. — 382 с.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. – М.. 1998.
- Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I.
Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. – Спб, 1905. - Кондаков Никодим Павлович. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М. «Паломникъ». 2001.- 320 с. Репринт 1905.
- Лазарев В.М. Московская школа иконописи,- М., 1960
- Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи.-М.,1983.
- Лицевые святцы XVII века Никольского Единоверческого Монастыря в Москве. Иконописный подлинник иконописца В.П.Гурьянова. М.: Фонд „Благовест“. 1997. 63 с. — Репринт. 1904 г.
- Маркелов Г.. Книга иконных образцов. В 2 томах. Издательство Ивана Лимбаха, 2006 г..
- Подлинник иконописный. М.: «Паломник», 1996. — 250 с., илл. Переиздание подлинника Большакова, 1903 г.)
- Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895–1898.
- Преподобный Максим Исповедник / Творения преподобного Максима Исповедника: в 2 т. – М.: Мартис, — 1994.
- Преподобный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Сочинения. – СПб.: Галактика, – 1994. — 555 с.
- Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М. 1910. — Репринт. М. «Русскій Хронографъ», 2002.-452 с.
- О. Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. – М.: Планета, — 1996. — 336 с
- Чукова Т.А. Алтарь древнерусского храма конца X – первой половины XIII в. СПб, 2004.
Классический пятиярусный иконостас, его устройство и история развития
Иконостас в православном храме
Иконография Иисуса Христа
Вопросы:
- Алтарная преграда (катакомбы, базиликальные храмы, домонгольские храмы средневековой Руси)
- Становление копозиции Деисусного чина
- Иконы-проскинез (иконография «праздничного чина» высокого иконостаса)
- Иконография «Спас в Силах»
- Книги образцов, ремесленные книги, лицевые подлинники
- Подлинник Сийского монастыря
- Афонская книга образцов из собрания РНБ
- «Ерминия» Дионисия Фурнографиота и ее исследования
© 2016 Римма Щипина, кандидат философских наук
(2068)
0 комментариев
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.