Конференция, посвященная религиозной ситуации на Северо-Западе
В приветствии к участникам председатель епархиального ОВЦО протоиерей Александр Пелин отметил актуальность тем форума и поблагодарил его организаторов.Было зачитано приветствие руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова, в котором сказано, что партнерские отношения государственных и религиозных организаций успешно развиваются. Их сотрудничество востребовано в деле воспитания молодежи, в сфере образования и просвещения. Велика роль религиозных организаций в сохранении межэтнического мира и согласия.
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков огласил приветствие Святейшего Патриарха Кирилла. «Сегодняшний мир стремительно меняется — одни социокультурные парадигмы сменяют другие и приводят к возникновению новых привычных общественных парадигм. Основными причинами этому служат миграционные потоки, цикличность экономических процессов и активизация глобальной конкуренции. Отрадно, что в современной России вопросы социокультурных и этно-религиозных идентичностей обсуждаются на разных площадках, на государственном уровне апробированы составляющие национальной политики», — сказано в обращении.
Также прозвучали приветствия вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Говорунова, заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Альбира Крганова, руководителя секретариата Совета МПА стран СНГ Алексея Сергеева, председателя ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Запада муфтия Равиля Панчеева, вице-президента КЕРООР раввина Зиновия Когана, председателя Российской ассоциации защиты религиозной свободы Александра Кудрявцева.
На пленарном заседании председатель оргкомитета форума Александр Прилуцкий рассказал о 15-летнем опыте работы данной конференции. Неизменная тема дискуссии — религиозная ситуация в регионе, весь спектр влияния религиозности на социальные институты и отношения. Анализ этой ситуации необходим для нормализации государственных и конфессиональных отношений, профилактики религиозных конфликтов, экстремизма и ксенофобии.
В докладе члена совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Владимира Зорина, посвященном исламу, было отмечено, что 11 % населения страны придерживаются мусульманской культурной традиции. Этнокультурная обстановка на Северо-Западе оценивается как позитивная. Важным ресурсом общества становится взаимодействие исламской и православной культур.
О причинах кризиса российской идентичности рассказал первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков. По его словам, национальная и конфессиональная идентичность из узкого этнокультурного феномена превращается в мощный политический фактор и получает право на прямое высказывание. Мир снова становится свидетелем секулярного и религиозного конфликта, пример тому — ситуация с ИГИЛ или французским еженедельником «Charlie Hebdo». В политическом споре выигрывает тот, чья идентичность прочнее. Кризис идентичности ведет к утрате политических позиций в мире. Идентичность — это попытка осознания своей исторической миссии, ответ на вопросы: кто мы и куда идем. Условие укрепления русской идентичности — синтез историко-культурных кодов, в частности, советских ценностей социальной справедливости и христианских ценностей.
Темой доклада заместителя директора исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН Марины Мчедловой стала «Религия и «дебаты об идентичности»: политические контексты современности». Она отметила, что в условиях повышенных рисков современности религиозные идеология и институты становятся актуальными и «ощущаемыми» в повседневной жизни и в межличностных отношениях. Религия включается в жизнь общества не столько как социальный институт, сколько как способ коллективной и индивидуальной идентичности.
Протоиерей Александр Пелин выступил на тему «Вызов идентичности: христианский ответ постмодерну». По его словам, в эпоху модерна, которая в России выпала на советское время, произошло разрушение традиционной общины, формировавшей личность. В результате секуляризации смысл жизни и ее ценности ушли из общественной жизни, идентичность, в том числе религиозная, стала частным делом. Идеологизированные понятия советского человека и борьба за чистоту нации — лишь робкие попытки выстроить идентичность без божественного начала. Факторы социальной реальности постмодерна — это появление новой медиасреды и формирование глобального общества потребления, в котором личность идентифицируется именно через потребление, а не созидание. В христианской идентичности личность призвана раскрывать себя как образ и подобие Божие.
Член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Марианна Шахнович осветила проблему гармонизации этнорелигиозной ситуации в контексте образования. Проректор по научной работе РХГА Дмитрий Шмонин продолжил тему религиозного образования. Заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета Светлана Астахова раскрыла тему религиоведческой экспертизы.
На секции «Псевдорелигиозный экстремизм и современные мировые вызовы» обсуждались развитие религиозной ситуации на Северо-Западе, роль религиозного фактора в геополитике, проблема псевдорелигиозного терроризма.
На секции «Калейдоскоп идентичностей и мировые процессы глобализации» шла речь о взаимовлиянии религиозной, этнической и гражданской идентичностей, культурном и религиозном измерении этноса.
Во второй день конференции, 10 марта, в Государственном музее истории религии состоялась дискуссия на тему «Трехвековой опыт Санкт-Петербурга по мирному сосуществованию и сотрудничеству представителей различных этносов и религиозных традиций».
Конференцию организовали Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, секретариат МПА СНГ, Санкт-Петербургская епархия, ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Запада, Фонд поддержки армянских церквей, РГПУ, РХГА, Северо-Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Центр этнорелигиозных исследований при поддержке администрации Санкт-Петербурга.
Академия Теологии и Искусств
(209)
0 комментариев
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.