Иерей Александр Асонов: Христос посреди нас

Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема – приветствие, которое звучит в алтаре: «Христос посреди нас». В эти светлые Рождественские дни хочется спросить: Господь родился, и Он теперь посреди нас. Что это значит?

– Для нас это значит, что Господь невидимым духовным образом, но реально присутствует и в этом мире, и в пакибытии. То, что Господь пришел в образе беззащитного Младенца, – очень важный момент. В практически беспредельный хаос зла, которое царило и царит на земле, Он пришел как Младенец, а не в короне, не под знаменами великих армий, не с новой хартией о человеческом праве. Мы знаем, что потом Господь вырастал, канонические Евангелия немного повествуют о детстве и молодости. После того, как Господь Воскрес и послал нам Духа Утешителя, Он и пребывает посреди нас. Но все это начинается с Богоявления и Рождества Его в образе этого беззащитного Младенца.

Для меня празднование Рождества Христова всегда вызывало вопрос: мы знаем, что этому Младенцу придется ради нас, грешных, перенести такие страдания и умереть на Кресте – почему мы торжествуем?

– Это очень интересный вопрос: почему мы торжествуем? Каждый из нас приходит в этот мир на страдания – в Книге Иова, самом древнем и философском ветхозаветном произведении, есть слова: «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов. 5, 7) – человек там не празднуется, а оплакивается, ведь он приходит на страдание, а радуются его кончине.

Последний раз, когда в Риме умер папа Римский, то показывали, как на площади ликовали люди; вот это – христианское отношение: человек отошел ко Господу, и его земной путь, связанный со страданиями, искушениями и некой отлученностью от Бога, закончился.

Мы празднуем рождение человека на земле, прежде всего, потому, что это дар Бога, которым открывается очень многое. Когда мы празднуем Рождество Христово, мы празднуем и рождение человека, который обрел дар жизни, потому что во Христе две природы – и человеческая, и Божия. Мы как христиане радуемся и тому, что Бог воплотился ради нас, грешных. Понимаем, что будут страдания, но не можем не радоваться, поскольку через это Рождение и мы обретаем новое духовное рождение.

Anno Domini – Лето Божие. В советское время мы привыкли писать о летоисчислении «до нашей эры», «после нашей эры». Мы живем в новолетие – после Рождества Христова. Началось новое время, пришел Новый Завет, это мы празднуем, с одной стороны. С другой стороны, Рождество Христово напоминает нам о собственном нашем рождении – телесном, когда мы обрели дар этой жизни и имеем возможность служить Богу, и духовном, как сказал великий христианский богослов, «для того чтобы человек стал богом, Бог стал Человеком». Это непостижимо.

Рождество Христово – исторический водораздел, который существует между Ветхим и Новым заветами. Это очевидно для христиан, но это должно быть очевидно даже для тех, кто не имеет отношения к христианству. Во-первых, новое летоисчисление, во-вторых, новое понимание цели человеческой жизни. В некотором смысле новое, но хорошо забытое старое.

«Христос посреди нас» – личное общение с Богом поменялось в Новом Завете по сравнению с Ветхим?

– Несомненно, поменялось, в христианской вере присутствует учение о сошествии Святого Духа. Об этом в Евангелии упоминается дважды. Это очень тонкий момент, о котором нельзя забывать.

Всем хорошо известно о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, именно его мы отмечаем как рождение нашей Церкви и явление Пресвятой Троицы. Это третья Ипостась Того же самого Бога, тот самый Утешитель, Которого обещал послать Спаситель. Впервые о Святом Духе упоминается, когда Спаситель является ученикам в первый раз по Своем Воскресении, войдя к ним дверями затворенными. Он дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого», и тогда не было говорения на языках, явных чудес.

Учение о Святом Духе предполагает, что мы теперь не одни, мы не сироты, а пребываем в полноте общения с Богом, в некоторой степени мы уже с Богом. Посреди евхаристического канона, в самом сердце Божественной литургии, звучат слова «Христос посреди нас», это фраза, которую говорят священники, оборачиваясь друг к другу. Ответ на нее: «И есть, и будет»… Речь идет о полноте общения с Богом, которой человек преобразовывается – по выражению богословов, обоживается: христианин находится под воздействием Святого Духа, и невидимым образом, через обстоятельства, откровения происходит его преображение. В Ветхом Завете подобного не было…

В истории человечества не было ни секунды, чтобы духовная жизнь и развитие Церкви останавливались… До сих пор все это существует, все это развивается.

Тема внутренних, сокровенных отношений человека со Христом ускользает, когда мы говорим о молитве, Причастии – общении, которое позволяет чувствовать Бога как своего Друга, Соратника, Учителя, Отца… Как выразить норму этих отношений?

– Можно использовать Евангельские сюжеты и слова Спасителя: «Вы уже не рабы, а мои друзья». Спаситель неоднократно говорит об этом, обращаясь к апостолам, а через них ко всем нам. Во время Тайной Вечери Господь делает многое, чтобы это стало очевидным: умывает ноги ученикам, через это давая понять, что нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя.

Но истинное ощущение Господа как единственного и самого верного Друга может произойти лишь благодаря Божественному Откровению, которое имеет личный характер в жизни каждого человека. Никакие специальные внешние приуготовления не могут способствовать этому. Только живая встреча. Не мы, Сам Господь находит нас. Мы можем искать истину, но по этой истине Господь открывает Себя Сам.

В этом и смысл Рождества. Человечество в образе Девы Марии отвечает согласием на призыв Божий. Господь стоит и стучит при дверях, но Он не врывается в нашу жизнь. Он посылает каждому человеку знаки. Есть хорошее выражение – «позволь истине найти себя». Надо открыть дверь своего сердца Богу, дать найти себя. Тогда через это индивидуальное Божественное откровение, ты осознаешь, что есть Господь Бог как твой Друг…

Как объяснить тот «голод» по Господу, который просыпается в человеке после встречи с Ним?

– Он открывается благодаря тому, что Господь приходит к человеку. Все это очень индивидуально, потому сложно объяснить. Божественное откровение происходит в очень личных, понятных только данному конкретному человеку, параметрах…

Благодаря Божественному откровению человек понимает, почему Господь – единственный и верный Друг. Осознание той любви и верности, которые исходят от этого Друга, позволяют понять, почему Он действительно Господь. Мы знаем, что такое материнская любовь, и что это тот дар, который дан человеку как отдаленный образ Божественной любви… Когда отвернутся все, Господь не отвернется от человека, как Он сказал: не оставлю вас сиротами, пошлю Утешителя, ради этого Я встал среди вас, зная ваши скорби и страдания. Если рассуждать обо всех мировых религиях, то христианство – самое уникальное.

Вы говорите, что бывает так, что встречаешь человека, который дает ответы на вопросы, которые волнуют. Но ведь Господа не узнавали даже Его ученики, например, те, что шли в Эммаус. Особенность Воскресшего Спасителя – Он часто был неузнаваем.

– Это очень сложный момент, вы затронули непростую тему, на нее даже не так много толкований. Большинство экзегетов побаиваются затрагивать эту тему. Начиная с Марии Магдалины, которая приняла Его за садовника. Она узнает Его лишь, когда Он называет ее по имени, то есть в этом было что-то индивидуальное… Почему так? Может быть, это тоже информация к размышлению для нас, христиан? Лично я плохой экзегет, чтобы все это истолковывать. Может быть, это имеет отношение к тому, что Христос открывается очень индивидуально. То, что в Евангелии есть такие сюжеты, не согласующиеся между собой, как раз опровергает мнение многих атеистов, что его некогда написали, как некую сказку. Многие события в Евангелии идут как бы против логики, потому естественно предположить, что это описание событий, которые имели место быть, и которым до сих пор нет объяснений.

Повторюсь: с тех пор, как Христос пришел в мир, этот процесс ни на секунду не останавливался, Дух действовал в Церкви всегда, Церковь стояла и устоит, и «врата ада не одолеют ее», и блики падают на весь мир. Другое дело, что в мире, искаженном первородным грехом, искажается и святость Христова, и мораль христианская переворачивается: вроде бы все правильно, но какие плачевные результаты!..

Это говорит о том, что слово без Христа мертво, об этом говорит апостол Павел: «буква умерщвляет».

О «букве убивающей»: среди православных есть страх перед живым общением с Богом, прикованность к молитвослову, когда человек может молиться лишь теми словами, что в нем написаны, но неспособен к индивидуальному диалогу с Господом… Святоотеческие молитвы всегда будут нам образцом, но у человека страх оторваться от написанных букв и обратиться к Богу, как Папе…

– Я уверен, что у православных христиан в полном смысле слова такого страха нет. Если человек далек от Христа, такой страх может быть, а если он действительно православный человек, переживающий Божественное Откровение, для него такого вопроса нет.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли причащаться в эти Святые дни без поста?» (речь идет о часто встречающейся практике поститься перед Причастием три дня, порой семь).

– Сейчас этот вопрос серьезно обсуждается по документам Межсоборного присутствия, пока формальные результаты не достигнуты, поэтому скажу свою субъективную точку зрения. Вам надо определиться, что такое для вас пост, как вы его понимаете: отказ ли это от еды и питья – либо определенная духовная жертва Богу, связанная с внутренним переживанием веры. Апостол Павел говорил, что тот, кто принимает Тело и Кровь Христовы, не размышляя о них, принимает себе в осуждение.

Хотелось бы спросить, встает ли перед нами проблема выбора – быть с миром или с Господом?

– Вопрос интересный и сложный. Плох ли мир сам по себе, если он создан Господом… Думаю, надо говорить о выборе между добром и злом. Все зло в этом мире надо отвергать в пользу добра и следовать за Господом, другого пути у христианина в этом мире нет.

У любого человека всегда стоит вопрос выбора между добром и злом. Человек может философствовать, чтобы находить оправдания для какого-то зла, но в глубине души он хорошо понимает, в чью пользу он делает выбор. Если допустить хоть маленькую оплошность и с чем-то мало-мальским злым согласиться, оно схапает тебя всего. Невозможно служить Богу и мамоне, невозможно сидеть на двух стульях… нельзя быть христианином чуть-чуть, лишь по воскресениям. Это вопрос христианской совести, выбор надо делать в пользу добра, то есть Бога.

Если ты живешь в этом мире с Богом, ты видишь первозданную красоту этого мира. Когда ты с Богом, ты заново открываешь ее для себя, для чего ты пришел в этот мир.

Надо всегда просить Бога избавить от зла, которое постоянно пытается нас поработить, чтобы увидеть красоту мира, который сотворил Бог, и подлинный смысл нашего бытия.

Время нашей передачи, к сожалению, заканчивается. Прошу Вас по традиции благословить всех наших телезрителей.

– Хочу поздравить всех телезрителей, всех работников телеканала «Союз», лично Вас, Михаил, с Рождеством Христовым, светлым праздником, с которого начинается Anno Domini, Лето Господне, пожелать вам всем божественного откровения в этом новом году. Да укрепит всех нас Господь силой Духа Святого. Аминь.

Христос посреди нас!

– И есть, и будет!

Аминь!

Расшифровка:
Юлия Подзолова

(164)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели